Экс-тренер "Кайрата" объяснил причины плохой игры казахстанских футболистов на профессиональном уровне

По его мнению, в чемпионате немного добротных игроков из числа своих воспитанников.

Владимир Гулямхайдаров, бывший тренер "Кайрата", "Мегаспорта" и "Сункара" поделился с корреспондентом Vesti.kz мнением о том, почему многие казахстанские футболисты выступают не лучшим образом на уровне команд-мастеров. 

- Все умеют играть в футбол, вопрос лишь в том, на каком уровне. Раньше в Советском Союзе занимались отбором детей, проводили тестирование, даже смотрели на фактурную внешность родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Поэтому и был футбол на должном уровне. Сегодня берут всех подряд, особенно в частных спортивных секциях, потому что нужно платить за аренду поля, выплачивать зарплату тренерам и так далее. Если не ошибаюсь, в Алматы только две футбольные школы бесплатные. Вот я работал тоже с детьми, сред них тоже были те, которым не дано играть в футбол. И получалось так, что такие ребята назад тянули более талантливых сверстников, потому как последние думали: "он вообще никакой, а я хоть что-то могу". И этим самым переставали расти. Поэтому я и говорю об отборе. Надо заниматься селекцией, а также правильно выстраивать тренировочный процесс. Например, мальчишка с десяти до 17-ти лет проводит время в спортивной школе, хотя сегодня и с восьми лет тренируются. За это время необходимо ему дать технику, а чтобы ее поставить, нужны годы. А у нас многие тренеры закладывают только "физику". За счет физических способностей можно выиграть детско-юношеский турнир на определенном этапе и все. С переходом в профессиональный клуб игрок уже теряется, потому что в свое время не научили технике и на поле думать. Если человек не может обработать мяч или отдать пас, то какой это футболист, - рассказал Гулямхайдаров. 

- Значит вопрос в повышении квалификации детских тренеров и их отправке на стажировку?

- Детские тренеры сейчас учатся, так как им необходимо получать соответствующую лицензию. В детско-юношеском футболе есть своя специфика. Нужно знать детский организм, в каком возрасте легче усваиваются физические нагрузки. Например, с 13 до 15 лет идет работа на выносливость, с 15 до 17 лет идет работа на быстроту мышления и так далее. То есть очень много нюансов следует охватывать, на основании которых и расписываются учебно-тренировочные процессы, в которых игроки должны участвовать на регулярной основе. Потом следующее занятие должно накладываться на предыдущее. А иногда выходит так, что детей тренируют недолго поигравшие в футбол люди. Дадут им какие-то упражнения, а сами не знают, для чего они предназначены. 

- Вот и нет у нас качественных футболистов, в частности в сборной Казахстана. 

- Фундамент не заложили. В этом все и заключается. Хотя не каждому дано быть детским тренером, у которого должно быть терпение. Детей нужно любить, поскольку они разные. Одни приходят пошкодничать, а другие серьезно заниматься. Вот к ним и требуется найти подход.  

- За работой детских тренеров и детско-юношеским футболом должна следить федерация, разве не так?

- Конечно. Все в комплексе. Необходимо работу детских тренеров контролировать. 

- При этом никак не решается проблема инфраструктуры.

- Мы, например, на "Динамо" тренировали детей, но только осенью и летом. Зимой помещения нет. Причем летом ходят стабильно, а с началом в сентябре учебного года уже половина ходит. Первый снег выпадет, еще одна половина перестает ходить. А как работать с пятью мальчишками? Тем более крытых полей нет. Если и есть, то находятся в учебных заведениях, а у них там свои занятия проходят. Если и предоставят время, то в десять вечера, но кто из родителей отпустит своего ребенка тренироваться с 22:00 до 24:00. Так и получается замкнутый круг. А когда ребятишки не тренируются систематически круглый год, из них ничего не получится. За зиму все наработки за весенне-летний период пропадают.

- Толковые ребята попадались?

- Да, бывали. Должна быть системность и еще учитывать все принципы обучения. А это принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности. От трудного переходить к легкому, от простого к сложному - все эти нюансы обязаны знать детские тренеры. Вот пришел в профессиональный клуб молодой футболист, а играть может только на 60 процентов. Ладно, как тренер, дам ему еще 15 и будет у него только 75 процентов готовности, а по идеи его должны были полностью подготовить на детско-юношеском уровне, так как к 16-17 годам он должен уметь все. 

Помнится, как в советское время "молодежка" выиграла чемпионат Европы, я как раз учился в ВШТ в Москве, Никита Симонян читал нам лекции. И ему задали вопрос: вот команда стала лучшей в Европе, но почему ее футболисты не могут играть в командах мастеров? И он рассказал, что в то время в основном работали на "физику", а над техническим оснащением особо не задумывались. Как следствие, с переходом в профессионалы ребята не тянули. Возьмите Италию, Германию, Францию, Испанию. В их составе было по шесть-семь одаренных футболистов. Они физически были слабоваты, зато у них техническое оснащение было на самом высоком уровне. В дальнейшем им дали "физику", а также позволили год-другой опыта набраться, после чего игроки становились звездами. Вот как надо работать.

Отметим, что неудачное выступление сборной Казахстана в отборочном цикле ЧМ-2018 заставило и депутатов обратить внимание на проблемы в отечественном футболе. Так, депутат Мажилиса Парламента Магеррам Магеррамов считает, что в зарубежные страны следует отправлять не юношей учиться играть, а тренеров - тех, кто будет учить детей и молодежь играть, как в ведущих странах Европы. Более подробно с его критикой можно ознакомиться здесь



  0